Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Государственный Совет Чувашской Республики

Публикации » Прислушиваемся к любому мнению ("Республика")

31.07.2019

Сегодня у нас в гостях С.И. Аристова, председатель Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики. Она рассказала о выявляемых нарушениях в ходе проверок и какие средства были возвращены в бюджет благодаря деятельности аудиторов. Пользуясь случаем, редакция газеты «Республика» поздравляет Светлану Ивановну с юбилеем.


– Светлана Ивановна, традиционно нашу беседу начнем с подведения итогов. Сколько проверок провела КСП в 2018 году и за 1 полугодие 2019 года? Есть динамика в количестве выявленных нарушений? С чем это связано? Есть ли уголовные дела?
– Спасибо за вопрос. В 2018 году Контрольно-счетной палатой было проведено 130 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них 60 – контрольных и 70 – экспертных и аналитических мероприятий. В I полугодии 2019 года проведено 62 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в том числе 34 – контрольных мероприятия и 28 – экспертных и аналитических.
Хочется отметить, что впервые план контрольных мероприятий на 2019 год сформирован с учетом результатов экспертизы законопроекта о бюджете. Т.е. мы обратили внимание на отдельные аспекты и риски возможного нарушения. Количество мероприятий в текущем году сократится в целом, хотя охват объектов, для более полного анализа достижения конечной цели, увеличится. 
Объем выявленных нарушений в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, вырос на 74,1 млн рублей (в 2018 году выявлено 481,0 млн рублей, в 2017 году – 406,9). Кроме того, увеличился объем выявляемых фактов неэффективного использования денежных средств, материальных ресурсов и имущества на 52,8 млн рублей (в 2017 году такие нарушения составляли 107,6 млн рублей, в 2018 году – 160,4 млн рублей). В текущем году динамика сохранилась.
Сумма нарушений, выявленных сотрудниками контрольно-счетного органа, в абсолютном выражении возросла пропорционально росту расходной части бюджета. Одновременно риск-ориентированный отбор объектов для контроля тоже оказался оправданным. 
В текущем году правоохранительными органами принято решение о возбуждении 2 уголовных дел и все они – по материалам прошлых лет. Конечного решения по ним в настоящее время нет.


– Каков общий характер выявляемых нарушений? Можно отметить определенные тенденции?
– Основной объем выявляемых нарушений – это нарушения при формировании и исполнении бюджетов, а также недостатки при осуществлении закупок. Следует отметить, количество нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц из года в год не сокращается. Палата наделена полномочиями по проведению аудита закупок, что позволяет более полно оценить эффективность использования бюджетного рубля от начала процедуры закупки, то есть, когда только начинаем планировать и обосновываем, до стадии поставки и фактического использования.


– Каким образом после ваших предписаний в бюджет возвращаются неэффективно использованные средства?
– Во-первых, денежные средства чаще всего возвращаются добровольно. Если проверенный объект контроля не спешит это делать, всегда есть рычаги воздействия: напоминаем, вникаем в причины неисполнения, информируем Прокуратуру Чувашской Республики.


– На сессиях Госсовета республики депутаты, в том числе представители парламентской оппозиции, поднимают довольно острые вопросы в части эффективного использования бюджетных средств. Берете ли Вы их замечания «на карандаш» и если да, то приведите какие-либо примеры?
– Мы всегда внимательно прислушиваемся к любому мнению. Все выступления и предложения депутатского корпуса, которые затрагивают использование бюджетных средств, в том числе и на сессиях Госсовета, мы берем на вооружение. В пределах наших полномочий обязательно изучаем, при необходимости включаем в план проверки контрольные мероприятия. Например, проверяли отдельные вопросы в ГУП «Чувашавтотранс», проводили проверки законности начисления премий и денежных выплат в органах исполнительной власти Чувашии.


– Какая максимальная сумма была возвращена в бюджет после ваших проверок? Можете озвучить наиболее злостных нарушителей?
– Задача Контрольно-счетного органа – предотвратить нарушение. Проблемы есть в любой отрасли. Мы считаем важным указать на ошибки с перспективой не повторять их в будущем. Как правило, чаще встречаются проблемы при получении и использовании субсидий как гражданами, так и субъектами предпринимательства.


– Если взять фонд оплаты труда сотрудников КСП, она соизмерима с той суммой, которая возвращается в бюджет после ваших проверок?
– Наши полномочия достаточно разноплановые, очень много времени сотрудники тратят на экспертизу законопроектов о бюджете. Проделанная качественная работа в этом направлении позволяет своевременно предостеречь органы исполнительной власти от возможных ошибок, а также более полно информировать депутатов о планируемых бюджетных расходах в разрезе отраслей.
Объем восстановленных (возмещенных) средств и предотвращенных потерь внушительный, только за период 2016–2018 годов составил 96,3 млн. рублей. При этом финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа за данный период составило 45,5 млн. рублей.


– У вас есть наиболее принципиальные сотрудники, которых опасаются бухгалтера?
– Я думаю, неправильно подходить к оценке профессиональных качеств работников контрольно-надзорного органа из страха или боязни. Все сотрудники КСП –  грамотные специалисты, к их мнению прислушиваются, а в отдельных случаях обращаются предварительно для консультаций. Хочется отметить, что мы ежемесячно проводим обучение в коллективе, Счетная палата в этом году запустила, можно сказать, глобальный проект по обучению работников региональных КСО. Т.е. работники постоянно поддерживают квалификацию, изучают общедоступные информационные ресурсы в системе «Интернет».


– Когда говорите о нарушениях, имеется в виду, что деньги использовались не так, как планировало Правительство республики? На Ваш взгляд, каков сегодня КПД использования бюджетных средств в бюджетном исполнении?
– Не совсем так. Здесь нужно пояснение. Я не раз отмечала, что выявляемые финансовые нарушения надо разделять на две категории. Т.е. более 70 процентов нарушений связаны с введением бухгалтерского учета, ошибками в отчетности, нереализацией полномочий главных распределителей бюджетных средств (ГРБС). Неэффективные расходы – бюджетные расходы, которые произведены с несоблюдением принципов, заложенных в ст.34 Бюджетного кодекса РФ. Например, купили оборудование, оно не смонтировано, простаивает и не используется. Более серьезное нарушение, когда бюджетные средства потрачены не на цели, на которые были заложены в бюджете, или, когда неправильно сформирована начальная максимальная цена контракта, не изучены цены из всех источников. Так, в последующем, если не состоится аукцион, неправильно сформированная начальная максимальная цена контракта может привести к закупке товаров, работ, услуг по завышенным ценам. В ходе аналитической работы, в целях предотвращения нарушений, мы обращаем внимание на изначальное обоснование и формирование бюджетных ассигнований. Например, в текущем году мы обратили внимание двух ГРБС, что ими произведены закупки однотипного транспорта по разным ценам, не учтены ранее заключенные контракты, не изучен соответствующий рынок, что, по мнению Контрольно-счетной палаты, привело к закупке товаров по завышенным ценам.


– КСП считается органом внешнего финансового контроля. Насколько вы независимы в своих отчетах?
– Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Результаты как контрольных, так и экспертно-аналитических мероприятий мы обсуждаем на своей коллегии, т.е. решения принимаем коллегиально.


– Кто формирует реестр учреждений, организаций, органов власти для проверок?
– Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.
При подготовке плана в первую очередь включаются для работы поручения Госсовета Чувашии и предложения Главы республики. Статистика показывает, что это 50 % от всех запланированных мероприятий.
Кроме того, учитываются предложения правоохранительных органов и прокуратуры. Одновременно предложения в план работы готовят заместитель председателя, аудиторы палаты по закрепленным за ними направлениям.
Все поступившие поручения и предложения обобщаются и выносятся на рассмотрение коллегии палаты для утверждения годового плана работы. При планировании деятельности Контрольно-счетная палата стала применять «риск-ориентированный подход» при выборе объектов контрольных мероприятий, использует информационное пространство, расширяет практику проведения комплексного подхода и аудита при проведении контрольных и экспертно-
аналитических мероприятий по отдельным актуальным направлениям использования государственных ресурсов.


– Если бы существовал рейтинг КСП субъектов РФ, то, по-вашему, какое место заняла бы КСП Чувашии?
– В 2018 году деятельность Контрольно-счетной палаты Чувашии прошла оценку Счетной палаты России. Анализ работы контрольного органа проведен впервые за 21 год его существования. Мы не побоялись этого, Государственный Совет поддержал инициативу Счетной палаты.
По мнению Счетной палаты России, в целом нормативное регулирование соответствует законодательству, принципы и полномочия реализуются в полном объеме. По рекомендации Счетной палаты России в региональном законодательстве уточнены полномочия республиканской Контрольно-счетной палаты как участника стратегического планирования, предусмотрено проведение внешней проверки отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований по обращениям представительных органов муниципальных образований. 
Результаты проведенной в 2018 году оценки (анализа) деятельности Контрольно-счетной палаты Чувашии рассмотрены на заседании коллегии Счетной палаты России, в котором приняла участие Альбина Егорова, на тот момент исполнявшая обязанности  Председателя Государственного Совета Чувашской Республики и с нашим участием. Были отмечены отдельные положительные моменты в работе Контрольно-счетной палаты.
По нашему мнению, Контрольно-счетная палата Чувашии вошла бы в 20-ку лидеров. Мы уже видим, как нам дальше развиваться, где нужно совершенствоваться, и что необходимо скорректировать...

http://respublika21.ru/index.php/publikatsii/item/2942-prislushivaemsya-k-lyubomu-mneniyu

Государственный Совет Чувашской Республики
428004, Чувашская Республика, г.Чебоксары, Президентский бульвар, д.10
Телефон: (8352) 64-21-51
http://www.gs.cap.ru